Речетехника
Записаться на тренинги:

+7 (926) 412-87-70, +7(926) 495-19-77

 

или заполните онлайн-заявку

Постановка голоса

1. Введение

  Голос в жизни человека играет важную роль: попросить о чём-то, заставить выполнить поручение, произвести приятное впечатление, вдохновить на творчество, очаровать, успокоить и т.д. - всё это можно сделать с его помощью. Те, кто Вас слушают, чаще всего, реагируют не на то, что Вы говорите, сколько на то как. Ваш голос – это не просто Ваша «визитная карточка», или часть имиджа. Это Вы сами, Ваше внутреннее Я. Развивая голос, Вы развиваете свою личность, а, значит, увеличиваете свои шансы на успех во многих направлениях деятельности, в том числе таких, как публичные выступления. Если Вы хотя бы раз в жизни обращались к аудитории с какой-либо речью, то наверняка помните, как было сложно управлять голосом и говорить так, чтобы Вас внимательно слушали все собравшиеся – от первого до последнего ряда. Вы приложили все усилия, чтобы завладеть вниманием аудитории, но, возможно, голос Вас «подвёл».
Вероятно, Вы говорили тише, чем этого требовали размеры помещения, или Ваш голос звучал монотонно.
Также, может быть, что от волнения у Вас пересохло в горле, и Вы стали хрипеть.
Не исключено и то, что к середине выступления Ваш голос устал, и Вам стало трудно говорить.
Как бы то ни было, Ваша речь прозвучала не так убедительно, как Вам хотелось. А ведь всё могло быть по-другому, если бы Вы обладали определенными знаниями и навыками. Впрочем, учиться никогда не поздно. Главное – желание.Тренинг постановки голоса - это то, что реально может помочь Вам измениться и вырасти.

2. Как работает голос?

  Чаще всего, мы используем голос в речи. Гораздо реже поем. Если, конечно, Вы не профессиональный певец. Поэтому рассмотрим работу голоса неотрывно от работы всего речевого аппарата.

 Речевой аппарат человека состоит из трех основных систем, работающих в тесном взаимодействии:

     энергетическая или дыхательная (лёгкие с трахеей и бронхами, диафрагма, поперечно-полосатые мышцы живота);
    генераторная или звукообразующая (связки, язык, губы);
    резонаторная или звукоотражающая (ротовой, глоточный, носоглоточный и др. резонаторы).

 Упрощённая схема работы речевого аппарата выглядит следующим образом:

1)Когда мы хотим что-то сказать, в мозгу возникает слуховой образ слова и в двигательные части мозга приходит серия импульсов.

2)Импульсы побуждают совершить нас вдох и выдох (обязательно с участием диафрагмы), сомкнуться и завибрировать голосовые складки, тем самым, расслаивая воздушный поток и создавая звуковые колебания.

3)Колебания усиливаются резонаторами.

4)Звук, благодаря совместной работе губ, языка, нижней челюсти и мягкого нёба формируется в слова.

  Что же мешает системам работать согласованно и активно? Причин может быть несколько и все они, как правило, связаны между собой.

 3. Почему голос звучит плохо?

1) Закрепощённое дыхание (Сильное эмоциональное волнение закрепощает дыхательную систему. Часто напряжение ощущается в верхней части живота, под солнечным сплетением. Диафрагма, в этом случае, работает с трудом. Свободному дыханию также препятствуют страх раскрепоститься, установки на подавление эмоций, сформированные в детстве. Неправильная осанка провоцирует лишнее напряжение в органах дыхания.

2)Слабое дыхание (Слабое дыхание возникает вследствие отсутствия специальной тренировки, а также общей ослабленности организма)

3)Напряжённые связки, гортань (Если дыхание не свободно или ослаблено, то его работу на себя берут тонкие мышцы гортани. Однако они перенапрягаются и расстраивают работу связок. Особенно, когда приходится говорить громко. Подобные перенапряжения могут вызвать хрип, сип, а также более серьёзные последствия, такие, как несмыкание связок. Правильная постановка голоса поможет Вам избежать подобных проблем)

4)Блокированные резонаторы (Напряжение гортани блокирует связь с грудным резонатором, вследствие этого голос лишается низких обертонов и звучит пискляво.
Напряжение мышц корня языка, мягкого нёба, лица и шеи мешают свободной работе головного и носового резонаторов и лишают голос звонкости, «полётности»)

5) Закрепощённые артикуляционные органы (Напряжение в нижней челюсти, губах, вызванное плохой работой дыхательной системы, может стать причиной смазанного, нечеткого произношения звуков)

6) Вялые артикуляционные органы (Также вызывают невнятное произношение и искажённое звучание. Вялость и инертность возникают из-за отсутствия достаточных нагрузок на речевой аппарат. А именно – отсутствие привычки говорить чётко).
4. Основные принципы тренинга постановки голоса

 Как же научиться управлять таким сложным устройством, как речевой аппарат? Поскольку в человеке всё взаимосвязано – тело и психика работают в тесном взаимодействии, то целесообразно будет, не разрушая этого единства и опираясь на законы самой природы, формировать новые физические и психологические привычки. Я предлагаю Вам идти двумя путями: от тела к психике и от психики к телу. Это значит, что необходимо не только максимально освободить тело и дыхание, освоить ряд технических приёмов правильного голосоведения, но и научиться действовать словом, достигая конкретных целей. Поэтому мой тренинг постановки голоса включает в себя большое количество комплексных упражнений, в которых задействуется одновременно тело, речь, мыслительные способности и эмоциональная природа человека.

5. Как и для чего тренировать речевое дыхание?

 Речевое дыхание отличается от простого (газообменного) – это очевидно.Если в простом дыхании вдох и выдох равны по времени, то при дыхании во время речи выдох длиннее вдоха. Хорошо управляемое речевое дыхание характеризуется быстрым, бесшумным вдохом и экономным, плавным, свободным и сильным выдохом. От величины «подсвязочного» давления зависит сила нашего голоса. Кроме этого, дыхательная система является регулятором силы звучания всех звуков нашей речи, ведь разные звуки требуют разного «подсвязочного» давления. Например «И» требует его больше чем «А». Проверьте: «Напряжение в области диафрагмы сильнее при произнесении «И». То же самое относится и согласным звукам. Каждый из них требует свою силу воздушной струи. Если давления недостаточно, звук звучит невнятно. Следовательно, от дыхания зависит не только сила голоса, но и разборчивость речи.

Хорошее речевое дыхание должно обладать:

    Объёмностью
    Силой
    Свободой
    Непрерывностью
    Пластичностью

Объёмность дыхания подразумевает полноценное использование в процессе речи объёма лёгких, которое обеспечивается включённостью в работу мышц брюшной полости и диафрагмы. От объёмности дыхания зависит его сила, а, значит, и сила голоса.

Сила дыхания – это мощность выдоха.

Свобода – рациональная работа мышц дыхательной системы.

Под  непрерывностью дыхания понимается умение обеспечить относительно длинное высказывание постоянной силой дыхания. Достигается согласованной работой всей дыхательной системы.

Пластичность дыхания – это способность дыхательных мышц быстро

включаться в работу и быстро расслабляться, поддерживая необходимыми порциями воздуха речевой поток, на любой скорости говорения.

 Тренированное речевое дыхание:

    позволяет свободно регулировать силу и «полётность» голоса, т.е.   обеспечивает хорошую слышимость речи при любой акустике, а также наполняет голос энергией;
    обеспечивает разборчивость речи;
    обеспечивает плавность речи;
    значительно снижает утомляемость голоса.

 Тренировать речевое дыхание, лучше всего, с произношением определенных слов и предложений, поскольку все системы речевого аппарата функционируют согласованно. Разделение их работы, на этапе тренировки, может привести, в дальнейшем, к затруднённому переводу приобретённых навыков в спонтанную речь. Самое главное – это научиться наполнять каждую фразу объёмным, интенсивным и свободным дыханием.

 Базовое упражнение «Выдох облегчения».

Для начала вспомните, что такое выдох облегчения. Мы часто выдыхаем так после того как какое-то трудное дело или опасность позади. «Ффух!» - произносим мы, с силой выбрасывая весь воздух из лёгких. При этом наше тело расслабляется. Попробуйте несколько раз выдохнуть так. На следующем этапе упражнения, необходимо, за счёт движения тела, усилить этот выдох, а так же сделать более свободным вдох. Встаньте прямо, проследите, чтобы стопы были параллельны. Распределите нагрузку по ним равномерно. Вытяните позвоночник. Расслабьте руки, живот и челюсть. Немного согните ноги в коленях. Сделайте небольшой замах расслабленными руками вперёд и вверх, чтобы локти были чуть впереди. Отмечу, что импульс замаха должен идти от ног, т.е. они должны согнуться и разогнуться, как бы выталкивая руки вверх (можно даже приподняться немного на носки). При таком движении работает всё тело. Замах – вдох (внутренне готовьтесь выдохнуть с чувством облегчения), затем, без остановки, «бросьте» руки вниз, одновременно немного присядьте. Синхронно с последним движением сделайте выдох облегчения. Варианты междометий и слов, произносимых во время выдоха:«Ффух!», «Ух-ты!», «Вот и всё!», «Ну, наконец!» и т.д. Замах и выброс руками надо делать без паузы.По мере освоения короткого выдоха его можно и нужно удлинять, т.е. произносить более длинные фразы медленнее и глубже приседая и, ещё больше расслабляясь физически. Объем выдоха равномерно распределяется на всю длину фразы. Фразы могут быть следующие: «Вот, наконец, и добрались!»,«Пан или пропал!», «Сделал дело – гуляй смело!» и т.д. Во время выдоха облегчения ваш голос должен звучать максимально полно. Шёпот, полушёпот, хрип необходимо исключить. Сначала звучание голоса при таком выдохе может Вам показаться неестественно громким и грубым. Необходимо учитывать, что это тренировочный звук. Такая свобода и сила выдоха нужна для разогрева дыхательной системы и для накопления полезных физических ощущений. Далее, в спонтанной речи или при чтении вслух, необходимо оставить примерно половину найденной свободы выдоха, а силу менять в зависимости от ситуации и расстояния до аудитории или собеседника.

6. Что такое резонаторы и зачем необходимо воспитывать в них вибрационные ощущения? Что такое «объёмный звук»?

 Звуковые волны, формируясь за счёт дыхания и колебания связок, отражаются в «резонаторах»: рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, лобные пазухи, носовая полость, гайморовы пазухи, черепная коробка и т. д. Чем выше концентрация звуковых волн в том или ином резонаторе, тем больше в тембре того или иного обертона («краски»). Чем больше резонаторов одновременно включено в работу, тем богаче тембр голоса и тем выше его способность к «модуляциям», т.е. движениям звука вверх и вниз. Кроме этого, хорошо развитые резонаторные ощущения являются помощниками слуха в определении качества звучания. Резонаторные зоны можно условно разделить на три группы: верхние, средние и нижние. Верхние: верхняя часть черепа, лоб – в них отражаются, в основном, высокие ноты голоса. Средние: нос, рот – соответственно, средние ноты. Нижние: грудь, спина – нижние ноты нашего голоса. Одновременное участие всех групп резонаторов в речи создаёт полноценное, «объёмное звучание» голоса.

ИТАК: Чтобы обогатить тембр голоса (облагородить его, усилить), увеличить

гибкость голоса, а также контролировать качество звучания голоса, необходимо воспитывать отчётливые вибрационные ощущения в резонаторных зонах.

7. Для чего нужно освобождать и активизировать артикуляционные   органы (тренировать дикцию)?

 Закрепощённые или вялые артикуляционные органы (нижняя челюсть, язык, губы, глотка, гортань) вызывают неясное, смазанное произношение звуков. В том числе и ударных гласных, в которых, во многом проявляется качество нашего голоса. Кроме этого, их напряжение передаётся связкам. Поэтому, на определённом этапе, голосовая тренировка должна сочетаться с тренировкой дикции. Это позволит в дальнейшем всегда звучать хорошо, независимо от сложности звукосочетаний.

8. Тон голоса

  Безусловно, энергия нашего голоса способна оказывать воздействие наслушателя. Впрочем, существует ещё одно сильнейшее «оружие» – тон голоса. Тон голоса – это интонационная характеристика, включающая несколько видов информации о говорящем. К этим видам относится информация следующего характера: физическое и эмоциональное состояние, отношение к собеседнику, самооценка, внутреннее действие (чего хочет, чего добивается).

Примеры тонов, отображающих разные виды информации:

   1. (Физическое состояние): усталый, бодрый, вялый, слабый, сильный, немощный, умирающий, гиперактивный;

   2. (Эмоциональное состояние): раздражённый, тревожный, радостный, гневный, сомневающийся, неуверенный, уверенный, меланхоличный, испуганный, печальный, возбуждённый;

   3. (Отношение к собеседнику): возвышающий, хвалебный, пренебрежительный, ласковый, язвительный, дружелюбный, негодующий, сокрушающийся, холодный, влюблённый;

   4. (Самооценка): гордый, надменный, спотыкающийся, неуверенный, уверенный, спокойный;

   5. (Действие): провоцирующий, укоряющий, принуждающий, просящий, требующий, ободряющий, успокаивающий, соблазняющий, отталкивающий, манящий.

 Обычно, в тоне содержится одновременно несколько видов информации. Ваша цель – легко изменять тон голоса по собственному желанию, взависимости от ситуации. Для этого надо научиться, не только извлекать его из слуховой памяти, но и, в какой-то мере, возбуждать различные эмоции внутри в момент говорения. Кроме этого, необходимо научиться действовать речью.

 Упражнение “Игра тонами”

1. Произнесите одну и ту же фразу (например: «Посмотрите сюда»)несколькими видами тонов:

    Раздраженно-укоряющим

    Радостно-ободряющим

    Печально-сокрушающимся

    Ласково-просящим

    Уверенно-доброжелательным

Представьте, что Вы говорите каждую фразу в какой-то конкретной ситуации и добиваетесь какой-то конкретной цели. Для этого упражнения можно использовать любые высказывания.

2. Произнесите небольшой монолог (например, отрывок из презентации), удерживая уверенно-доброжелательный тон.

 Конечно, эта статья рассчитана, в основном на то, чтобы немного познакомить вас с одним из интереснейших и весьма обширных разделов “Техники Речи”. Заниматься голосом, особенно на первом этапе, лучше всего с преподавателем, в группе или индивидуально.

 С уважением,

Дмитрий Макеев

Назад

icon-close

Оплатите тренинг. Это гарантирует вам место в группе.

Вы можете внести регистрационный взнос за тренинг. Размер взноса на ваше усмотрение от 500 руб. Это:

– гарантирует вам место в группе,

– фиксирует стоимость тренинга, действующую на момент внесения взноса.

Сумма:

=500" class="about-modal-block-summ ">

Название тренинга:

* Регистрационный взнос входит в стоимость тренинга,
не возвращается и не переносится на другие проекты.

** При возврате денег с суммы оплаты будет удержана комиссия, которую взымает платежная система за возврат денежных средств.

Способ оплаты:

Яндекс.Деньги
Банковская карта
Webmoney
Терминал
icon-close